Кино: Жанр выживания в австралийском эксплуатационном кино 70-80-х годов 20 века ( часть 1).

Для начала следовало бы описать, что же такое есть это австралийское эксплуатационное кино (в киноведческом мире для него есть специальный термин – озплотейшн – которым для краткости и будем в дальнейшем пользоваться) и почему оно нам может быть интересно.

На протяжении определенного – и достаточно долгого – периода в истории кинематографа многим казалось, что массовое кино может сниматься только в нескольких «оазисах»: либо «монстрами» Голливуда, либо на считанном числе крупных европейских (а чуть позднее и азиатских) студий. В конце 60-х годов XX века общий экономический рост и глобализация привели к тому, что «своего» кинематографа захотели в самых разных уголках мира. Очень активно шёл этот процесс и в Австралии.

Интересно, что это движение оказалось направленным в резко противоположных направлениях. Одним из них стало интеллектуальное кино с опорой на европейскую традицию, эстетически безупречное, но непростое для восприятия неподготовленным зрителем (примером как с точки зрения положительных, так и отрицательных оценок стал для него знаменитый «Пикник у Висячей скалы» Питера Уира). Второе, в противовес первому, избрало для себя буквальность и доступность, его авторы практически старались перенести на экраны то, что они сами хотели бы видеть на огромных экранах открытых кинотеатров – грайндхаусов; в результате получались фильмы с большим, зачастую до гротеска, содержанием экранного насилия, откровенной эротики, довольно грубого юмора – в общем, всего того, чего молодёжной аудитории недоставало в скучном «высоколобом» кино.

При этом не стоит считать, что сам по себе озплотейшн во всех своих достаточно разнообразных проявлениях (за время существования жанра, которое киноведы склонны ограничивать началом семидесятых – ранними девяностыми годами прошлого века, было снято более восьми десятков различных картин) был каким-то совсем уж «узколобым» и ограниченным в своей развлекательной ориентации. Национальная специфика подарила озплотейшену ряд острых тем, среди которых, к примеру, значительную роль играет мотив варварского, разрушительного отношения к природе со стороны агрессивно осваивающего её цивилизованного человека, которой противопоставляется гармоничная жизнь примитивных внешне австралийских аборигенов; много внимания уделяется описанию провинциальной жизни на фронтире цивилизации перед лицом бескрайней и дикой пустыни; центральным становится образ бесконечно тянущейся через пустоши одинокой автотрассы и её обитателей – «воинов дорог»; по-новому

раскрываются темы пробужденного неосторожным человеческим поведением монстра и монстра-человека, яростно охотящегося на себе подобных.

В кругу этих тем тематика выживания в сложных условиях нашла своеобразное и достаточно широкое отражение. Попробуем рассказать о нескольких картинах озплотешн, в которых она проявила себя достаточно ярко.

Ранний период, 1971 — 1978

 

Обход (Walkabout)

Обход кино о выживании

Интересно, что ранний озплотейшн вовсе не дистанцировался от интеллектуального кино, так, фильм «Обход» британского режиссера Николаса Роуга, имея в своём арсенале набор тем, ставших в последствии типичными для австралийского эксплуатационного кино, был в то же время и ярким представителем «австралийской новой волны» фестивального кино. Примечательно также, что он полностью посвящён теме выживания.

Главные герои – юные брат и сестра из среднего класса, лишаются родителей, павших жертвой немотивированного безумия, и оказываются в центре безжизненной австралийской пустыни. Выживать в тяжёлых условиях детям помогает неожиданно встретившийся мальчик – абориген, проходящий обряд инициации. С фестивальным кино «Обход» связывает медитативная подача и ярко выраженная притчевая форма (мы не узнаем даже имен персонажей, режиссеру важно подчеркнуть их обобщённость), с эксплуатационным – набор тем: здесь и важная для австралийского кино экологическая тематика, мотив краха цивилизации и бессилия «цивилизованнного человека» перед лицом мира, мотив столкновения природы с цивилизацией, всегда заканчивающийся трагедией, явно выраженный сексуальный подтекст, наконец, образы бескрайних

автралийских пустошей и пустынных дорог, которым суждено не раз появиться на экранах в последующие десятилетия.

Выпуск: 1971 / Австралия. Режиссёр: Николас Роуг

Актёры: Дженни Агаттер, Люк Роуг, Дэвид Галпилил и другие.

 

Опасное пробуждение (Wake in Fright)

опасное пробуждение фильм 1971 о выживании

Другой образец раннего озплотейшн, снятый канадцем Тодом Котчеффом, известным по прогремевшему гораздо позже первому «Рэмбо», демонстрирует нам совсем другой тип выживания, также актуальный для автралийского кино: выживания в условиях вялотекущего безумия и прогрессирующей деградации австралийской глубинки. Протагонист, мечтающий выбраться из пустого и бесперспективного «болота» глухой провинции, на пути к мечте останавливается в маленьком городке Бундеяббе. Нет, жизни героя здесь ничего не угрожает – провинциалы очень, очень гостеприимны. Испытанию подвергается здесь его разум, цели, убеждения, нравственность – вся цивилизованная «надстройка», отделяющая нас от разнузданного, «первобытного» состояния, от смерти всего человеческого в человеке. Диагноз современной цивилизации в представлении авторов картины печален, а кровавая сцена охоты на кенгуру стала одной из самых запоминающихся в австралийском кино «новой волны».

Выпуск: 1971 / Австралия, США Режиссёр: Тед Котчефф

Актёры: Дональд Плезенс, Гари Бонд, Чипс Рафферти, Сильвия Кэй и другие.

 

Машины, которые съели Париж (The Cars That Ate Paris)

Машины, которые съели Париж фильм 1974 о выживании

Тематически тесно смыкается с предыдущим фильмом картина «Машины, которые съели Париж» уже упомянутого классика автралийского кино Питера Уира. Здесь главному герою также предстоит выживание в столкновении с обитателями маленького австралийского городка – тёзки европейского Парижа. Упомянутые обитатели пылают необъяснимой страстью к миру ревущих моторов, и на многое готовы пойти ради того, чтобы обрести его могущество. В создании абсурдистской атмосферы фильма Уир, безусловно, вдохновлялся «Процессом» Кафки, сполна отдавая дань и гротеску, и социальной сатире. Интересно, что здесь, кажется, впервые в озплотейшн звучит, пусть и не слишком акцентированно, мотив постапокалипсиса, а также впервые появляются специально тюнингованные для смертоубийства автомобили, которым ещё только предстоит блеснуть в самой известной киносерии австралийского эксплуатационного кино.

Выпуск: 1974 / Австралия. Режиссёр: Петер Уир

Актёры: Джон Майллон, Терри Камиллери, Кевин Майлз и другие.

 

Стоун (Stone)

Стоун (Stone) фильм о выживании

По чести сказать, едва ли этот фильм в полной мере соответствует рамкам «выживальческой» тематики, однако, без него рассказ об австралийском кино этого периода рискует оказаться бедным и неполным. «Стоун» — яркий образец «крутого» байкерского кино, снятый при непосредственном участии реальных австралийских байкеров. Его герои – мотобанда «Могильщики», расточающая жизни в самых невероятных безумствах, но даже им оказывается нужна помощь полицейского под прикрытием, когда смерть начинает прибирать участников банды одного за другим. Это фильм о том, как близки оказываются друг к другу на автотрассе жизнь и гибель, и несмотря на то, что его герои выглядят безрассудными сумасбродами, а происходящее в кадре порой совмещает адреналиновый шок с нелепостью, в своё время он приобрёл среди мотоциклистов культовый статус, не в последнюю очередь из-за того, что изображал байкера носителем специфически-романтического этического кодекса, а не банальным бандитом.

Выпуск: 1974 / Австралия. Режиссёр: Сэнди Харбатт

Актёры: Дерек Барнс, Сэнди Харбатт, Хью Кияс-Бёрн, Лекс Митчелл, Роджер Уорд и другие.

 

Долгий уикенд (Long Weekend)

Долгий уикенд фильм 1978

В этой камерной постановке значимого для австралийского кино режиссера Колина Эггстона проблема выживания цивилизованного человека в дикой природе словно вывернута наизнанку. Надменные, аргессивные и самовлюблённые горожане, оказавшись на лоне природы, ведут себя так, что вопрос выживания встаёт уже для первозданного мира – и выясняется, что матушке-природе ещё есть чем ответить бесцеремонным захватчикам. Так загородный пикник оборачивается катастрофой, а простой, на первый взгляд, фильм о злоключениях горожан в безлюдной глуши – не теряющим и через десятилетия своей остроты диалогом со зрителем об искаженной природе человеческой души и пределах допустимого в противостоянии с природным миром.

Выпуск: 1978 / Австралия. Режиссёр: Колин Эгглстон

Актёры: Джон Харгривз, Брайони Бехетс и другие.

Читать продолжение…

 

Автор Статьи:

Андрей Бондаренко (Атли).

© ВЫЖИВАЙ.РУ

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Дождь

Один из создателей сайта Выживай.ру

Посмотреть все записи автора Дождь →
Подписаться
Уведомить о
Войти с помощью: 
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии