Для начала следовало бы описать, что же такое есть это австралийское эксплуатационное кино (в киноведческом мире для него есть специальный термин – озплотейшн – которым для краткости и будем в дальнейшем пользоваться) и почему оно нам может быть интересно.
На протяжении определенного – и достаточно долгого – периода в истории кинематографа многим казалось, что массовое кино может сниматься только в нескольких «оазисах»: либо «монстрами» Голливуда, либо на считанном числе крупных европейских (а чуть позднее и азиатских) студий. В конце 60-х годов XX века общий экономический рост и глобализация привели к тому, что «своего» кинематографа захотели в самых разных уголках мира. Очень активно шёл этот процесс и в Австралии.
Интересно, что это движение оказалось направленным в резко противоположных направлениях. Одним из них стало интеллектуальное кино с опорой на европейскую традицию, эстетически безупречное, но непростое для восприятия неподготовленным зрителем (примером как с точки зрения положительных, так и отрицательных оценок стал для него знаменитый «Пикник у Висячей скалы» Питера Уира). Второе, в противовес первому, избрало для себя буквальность и доступность, его авторы практически старались перенести на экраны то, что они сами хотели бы видеть на огромных экранах открытых кинотеатров – грайндхаусов; в результате получались фильмы с большим, зачастую до гротеска, содержанием экранного насилия, откровенной эротики, довольно грубого юмора – в общем, всего того, чего молодёжной аудитории недоставало в скучном «высоколобом» кино.
При этом не стоит считать, что сам по себе озплотейшн во всех своих достаточно разнообразных проявлениях (за время существования жанра, которое киноведы склонны ограничивать началом семидесятых – ранними девяностыми годами прошлого века, было снято более восьми десятков различных картин) был каким-то совсем уж «узколобым» и ограниченным в своей развлекательной ориентации. Национальная специфика подарила озплотейшену ряд острых тем, среди которых, к примеру, значительную роль играет мотив варварского, разрушительного отношения к природе со стороны агрессивно осваивающего её цивилизованного человека, которой противопоставляется гармоничная жизнь примитивных внешне австралийских аборигенов; много внимания уделяется описанию провинциальной жизни на фронтире цивилизации перед лицом бескрайней и дикой пустыни; центральным становится образ бесконечно тянущейся через пустоши одинокой автотрассы и её обитателей – «воинов дорог»; по-новому
раскрываются темы пробужденного неосторожным человеческим поведением монстра и монстра-человека, яростно охотящегося на себе подобных.
В кругу этих тем тематика выживания в сложных условиях нашла своеобразное и достаточно широкое отражение. Попробуем рассказать о нескольких картинах озплотешн, в которых она проявила себя достаточно ярко.
Ранний период, 1971 — 1978
Обход (Walkabout)
Интересно, что ранний озплотейшн вовсе не дистанцировался от интеллектуального кино, так, фильм «Обход» британского режиссера Николаса Роуга, имея в своём арсенале набор тем, ставших в последствии типичными для австралийского эксплуатационного кино, был в то же время и ярким представителем «австралийской новой волны» фестивального кино. Примечательно также, что он полностью посвящён теме выживания.
Главные герои – юные брат и сестра из среднего класса, лишаются родителей, павших жертвой немотивированного безумия, и оказываются в центре безжизненной австралийской пустыни. Выживать в тяжёлых условиях детям помогает неожиданно встретившийся мальчик – абориген, проходящий обряд инициации. С фестивальным кино «Обход» связывает медитативная подача и ярко выраженная притчевая форма (мы не узнаем даже имен персонажей, режиссеру важно подчеркнуть их обобщённость), с эксплуатационным – набор тем: здесь и важная для австралийского кино экологическая тематика, мотив краха цивилизации и бессилия «цивилизованнного человека» перед лицом мира, мотив столкновения природы с цивилизацией, всегда заканчивающийся трагедией, явно выраженный сексуальный подтекст, наконец, образы бескрайних
автралийских пустошей и пустынных дорог, которым суждено не раз появиться на экранах в последующие десятилетия.
Выпуск: 1971 / Австралия. Режиссёр: Николас Роуг
Актёры: Дженни Агаттер, Люк Роуг, Дэвид Галпилил и другие.
Опасное пробуждение (Wake in Fright)
Другой образец раннего озплотейшн, снятый канадцем Тодом Котчеффом, известным по прогремевшему гораздо позже первому «Рэмбо», демонстрирует нам совсем другой тип выживания, также актуальный для автралийского кино: выживания в условиях вялотекущего безумия и прогрессирующей деградации австралийской глубинки. Протагонист, мечтающий выбраться из пустого и бесперспективного «болота» глухой провинции, на пути к мечте останавливается в маленьком городке Бундеяббе. Нет, жизни героя здесь ничего не угрожает – провинциалы очень, очень гостеприимны. Испытанию подвергается здесь его разум, цели, убеждения, нравственность – вся цивилизованная «надстройка», отделяющая нас от разнузданного, «первобытного» состояния, от смерти всего человеческого в человеке. Диагноз современной цивилизации в представлении авторов картины печален, а кровавая сцена охоты на кенгуру стала одной из самых запоминающихся в австралийском кино «новой волны».
Выпуск: 1971 / Австралия, США Режиссёр: Тед Котчефф
Актёры: Дональд Плезенс, Гари Бонд, Чипс Рафферти, Сильвия Кэй и другие.
Машины, которые съели Париж (The Cars That Ate Paris)
Тематически тесно смыкается с предыдущим фильмом картина «Машины, которые съели Париж» уже упомянутого классика автралийского кино Питера Уира. Здесь главному герою также предстоит выживание в столкновении с обитателями маленького австралийского городка – тёзки европейского Парижа. Упомянутые обитатели пылают необъяснимой страстью к миру ревущих моторов, и на многое готовы пойти ради того, чтобы обрести его могущество. В создании абсурдистской атмосферы фильма Уир, безусловно, вдохновлялся «Процессом» Кафки, сполна отдавая дань и гротеску, и социальной сатире. Интересно, что здесь, кажется, впервые в озплотейшн звучит, пусть и не слишком акцентированно, мотив постапокалипсиса, а также впервые появляются специально тюнингованные для смертоубийства автомобили, которым ещё только предстоит блеснуть в самой известной киносерии австралийского эксплуатационного кино.
Выпуск: 1974 / Австралия. Режиссёр: Петер Уир
Актёры: Джон Майллон, Терри Камиллери, Кевин Майлз и другие.
Стоун (Stone)
По чести сказать, едва ли этот фильм в полной мере соответствует рамкам «выживальческой» тематики, однако, без него рассказ об австралийском кино этого периода рискует оказаться бедным и неполным. «Стоун» — яркий образец «крутого» байкерского кино, снятый при непосредственном участии реальных австралийских байкеров. Его герои – мотобанда «Могильщики», расточающая жизни в самых невероятных безумствах, но даже им оказывается нужна помощь полицейского под прикрытием, когда смерть начинает прибирать участников банды одного за другим. Это фильм о том, как близки оказываются друг к другу на автотрассе жизнь и гибель, и несмотря на то, что его герои выглядят безрассудными сумасбродами, а происходящее в кадре порой совмещает адреналиновый шок с нелепостью, в своё время он приобрёл среди мотоциклистов культовый статус, не в последнюю очередь из-за того, что изображал байкера носителем специфически-романтического этического кодекса, а не банальным бандитом.
Выпуск: 1974 / Австралия. Режиссёр: Сэнди Харбатт
Актёры: Дерек Барнс, Сэнди Харбатт, Хью Кияс-Бёрн, Лекс Митчелл, Роджер Уорд и другие.
Долгий уикенд (Long Weekend)
В этой камерной постановке значимого для австралийского кино режиссера Колина Эггстона проблема выживания цивилизованного человека в дикой природе словно вывернута наизнанку. Надменные, аргессивные и самовлюблённые горожане, оказавшись на лоне природы, ведут себя так, что вопрос выживания встаёт уже для первозданного мира – и выясняется, что матушке-природе ещё есть чем ответить бесцеремонным захватчикам. Так загородный пикник оборачивается катастрофой, а простой, на первый взгляд, фильм о злоключениях горожан в безлюдной глуши – не теряющим и через десятилетия своей остроты диалогом со зрителем об искаженной природе человеческой души и пределах допустимого в противостоянии с природным миром.
Выпуск: 1978 / Австралия. Режиссёр: Колин Эгглстон
Актёры: Джон Харгривз, Брайони Бехетс и другие.
Автор Статьи:
Андрей Бондаренко (Атли).
© ВЫЖИВАЙ.РУ