Духи воздуха и облачные гремлины

Кино: Выживание в австралийском эксплуатационном кино 70-80-х годов 20 века (часть 3)

Третья часть статьи о на жанре выживания в австралийском эксплуатационном кино!

С началом статьи можно ознакомится прочитав две предыдущие части вот по этим ссылкам: 1 часть и 2 часть.
 

Поздний период, 1986 — 1993

Поздний период озплотейшена проходил под знаком угасания эпохи. Уходили в прошлое царившие несколько десятилетий драйв-ины – огромные автокинотеатры под открытым небом – и грайндхаусы – дешёвые независимые кинотеатры, в которых молодёжь могла за цену билета посмотреть сразу два или даже три фильма, хотя бы один из которых наверняка относился к «категории Б», то есть к эксплуатационному кино. На видеопрокаты, полки которых поначалу были забиты эксплуатационным кино, обратили внимание крупные студии, быстро начавшие вытеснять мелких кинопроизводителей. Эксплуатационному кино не удалось захватить мир, и мало того – ему, ориентированному на быструю и лёгкую продажу, стало всё сложнее продаваться. Эта печаль по уходящей эпохе и предчувствие скорого конца чувствуется и в последних фильмах классической эпохи озплотейшн, снятых в это время.
 

Честная игра (Fair Game)

 
честная игра фильм о выживании

«Честная игра» показывает, что во многом озплотейшен в эти годы приблизился к жанровым вершинам, так, этот фильм – практически эталонный представитель поджанра «rape & revenge» о подвергшихся неожиданному и неоправданному насилию юных женщинах и о неминуемом возмездии за это. В то же время, «честная игра» — это, безусловно, фильм о выживании, в

котором источником угрозы (в лучших традициях австралийского экологически ориентированного кино) становится не суровая природа, а обезумевшие от провинциальной скуки современные варвары – охотники на беспомощных и беззащитных кунгуру. Главная звезда картины Кассандра Делани, известная всему миру как бывшая жена знаменитого рок-барда 60-х Джона Денвера, неплохо справляется с ролью обиженной простушки, превращающейся в грозную и беспощадную мстительницу, а фоном для действа вновь становятся австралийские пустоши и ревущие моторы авто.

Выпуск: 1986 / Австралия. Режиссёр: Марио Андриччион

Актёры: Кассандра Делани, Питер Форд, Дэвид Сэндфорд, Гарри Ху и другие.
 

Отвязные каникулы (Frog Dreaming)

 
лтвязные каникулы фильм о выживании

Брайан Тренчард-Смит, известный нам по совершенно разнузданной «Охоте на индюшек», снял в 1986 году неожиданно доброе семейное кино «Отвязные каникулы» (оригинальное название звучит более романтично – «лягушачьи мечты») о приключениях детей в австралийской глубинке с юной и по-прежнему обаятельной звездой «Инопланетянина» Генри Томасом в главной роли. Это очень австралийский фильм – здесь и «корневая» мудрость аборигенов, и обеспокоенность агрессивным индустриальным вмешательством цивилизации, и пропитанный песком и бензином провинциальный быт, и красоты местной природы…Мистические загадки умело переплетаются здесь с реальными опасностями, которые могут угрожать городскому ребенку в далеких от урбанистических пейзажей местах.

Выпуск: 1986 / Австралия

Режиссёр: Брайан Тренчард-Смит

Актёры: Генри Томас, Тони Бэрри, Рэйчел Френд, Тэмсин Уэст и другие.
 

Кинотюрьма будущего (Dead End Drive-In)

 
Кинотюрьма будущего выживание

И тот же Тренчард-Смит в том же 1986-м создаёт совершенно другую по настроению картину, которая могла бы стать одним из символов озплотейшен вообще (и, наверное, действительно таковой является). «Кинотюрьма будущего» — острая и злая социальная сатира, наполненная рефлексией создателей и героев жанра озплотейшн. Самым абсурдным образом изолированные в огромном автокинотеатре под открытым небом, юные австралийцы в этом фильме очень быстро сами становятся подобны героям столь любимого ими эксплуатационного кино, вживаются в новые роли, создают группировки, пожирают слабых и сражаются за свободу. В то же время всему остальному миру нет никакого дела до судьбы этих бесполезных изгоев. При всей наполненности экшен-составляющей, эта картина – печальный гимн уходящей эпохе, задающийся вопросами о природе той жанровой и культурной изоляции, в которой оказалось в конце концов австралийское эксплуатационное кино.

Выпуск: 1986 / Австралия. Режиссёр: Брайан Тренчард-Смит

Актёры: Нед Мэннинг, Натали МакКарри, Питер Уитфорд, Вилбур Вильде, Дэйв Гибсон и другие.
 

Небесные пираты (Sky Pirates)

 
выживание в кино

И если Тренчард-Смит предался постмодернистским играм и мировоззренческим размышлениям, то другой значимый австралийский режиссер Колин Эгглстон, автор «Долгого уикенда» и «Невинной жертвы», напротив, снял в тот год самый легкомысленный (если не сказать бессмысленный) фильм в своей карьере. «Небесные пираты» — попытка создания австралийского Индианы Джонса, и попытка провалившаяся. Незатейливый приключенческий фильм с сумбурным сюжетом едва ли многое может добавить в тематику выживания (хотя герои выживают отчаянно, и, порою, сами себе вопреки), как, впрочем, и в любую другую – хотя чего только там не понамешано: и древний внеземной артефакт, и Бермудский треугольник, и Филадельфийский эксперимент, и путешествия во времени… и всё без толку. Интересно, что это последний австралийский фильм для продюсера Джона Д. Ламонда, много сделавшего для становления австралийского развлекательного кино ещё в 70-е.

Выпуск: 1986 / Австралия. Режиссёр: Колин Эгглстон

Актёры: Джон Харгривз, Мередит Филлипс, Макс Фиппс, Билл Хантер и другие.
 

Опасная игра (Dangerous Game)

 
опасная игра 1987

Начали появляться в австралийском кино и новые имена. Так, «Опасная игра» стала дебютом для режиссера Стивена Хопкинса, ставшего впоследствии довольно известным автором, и снявшим, в частности, второго «Хищника» и атмосферную мистическую картину «Призрак и тьма». Ну, а первая его работа стала достаточно типовым, но вполне изобретательным survival-слешером, в котором бесшабашной компании молодых друзей, пробравшихся ночью в супермаркет, предстоит попытаться дожить до утра в столкновении с агрессивным психопатом, имеющим на них зуб. Отнюдь не худший представитель жанра раскрывает перед нами тематику «городского выживания».

Выпуск: 1987 / Австралия Режиссёр: Стивен Хопкинс, Дэвид Льюис

Актёры: Майлз Бьюкэнэн, Маркус Грэхэм, Стивен Грайвз и другие.
 

Темные времена (Dark Age)

 
темные времена

«Тёмные времена» — ещё один (как и «Кабан-секач») кровавый animal-хоррор австралийского разлива, и также не лишён особой оригинальности. Достаточно сказать, что гигантский монстр здесь – тотемное животное местных аборигенов, почитаемое ими как зверь-дух Наманвари, жестокий, но справедливый, карающий людей за неуважение к природе. Чудовище в облике гигантского крокодила-убийцы лихо наводит шороху на прибрежные земли – сцены с его участием сняты брутально и эффектно, выжить удастся немногим.

Выпуск: 1987 / Австралия. Режиссёр: Арч Николсон

Актёры: Джон Джэррэт, Никки Когхилл, Бёрнэм Бёрнэм, Дэвид Галпилил, Макс Фиппс и другие.
 

Вой 3 (Howling III)

 
фильм про обротня

О том, что за странности начали происходить в австралийском кино в эти годы, можно судить по неожиданно принявшему австралийскую прописку очередному фильму известной франшизы «Вой». Его привёз сюда заполучивший франшизу на некоторое время в свои цепкие руки режиссер Филипп Мора, уже снимавший в Австралии одну из ключевых работ раннего озплотейшн «Бешеный пес Морган». И что же? Австралийские оборотни стали… сумчатыми! Естественно, смотреть на это всерьёз невозможно, но на это никто и не рассчитывает; фильм – безумная и отчаянная самопародия.

Выпуск: 1987 / Австралия. Режиссёр: Филипп Мора

Актёры: Бэрри Отто, Уильям Янг, Имоджен Эннсли, Деби Уайтман и другие.
 

Видение (The Dreaming)

 
видение 1988

А вот «Видение» — следующая после «Честной игры» киноработа австралийца Марио Андриччиона – фильм с весьма серьёзным настроем, несмотря на то, что принадлежит к жанру мистического хоррора (вообще, надо отметить, что в позднем периоде озплотейшн всё более замыкается в жанровой нише хоррора, что, безусловно, сильно зауживает выбранную нами «выживанческую» тему – но тут, к сожалению, ничего не поделаешь, такова история). Картина вновь эксплуатирует этнографическую тему: по версии её авторов, «видение» — одна из форм тайного знания об окружающем мире, которой владели аборигены. Однако, её носители жестоко пострадали в столкновении с европейскими китобоями – и вот, словно возмездие, настигнувшее через века, теперь одна из белых женщин в результате случайного взаимодействия страдает от «видения», вернувшегося в виде терзающего зловещего кошмара.

Выпуск: 1988 / Австралия Режиссёр: Марио Андриччион

Актёры: Артур Дигнам, Пенни Кук, Гари Свит, Лоуренс Клиффорд и другие.
 

Духи воздуха и облачные гремлины (Spirits of the Air, Gremlins of the Clouds)

 
духи воздуха и гремлины

Наконец, последний фильм, который я ни за что не согласился бы обойти вниманием в разговоре о позднем озплотейшн – это «Духи воздуха и облачные гремлины», дебютная режиссерская работа знаменитого Алекса Пройаса. Да-да, того самого, что в 90-е снял культовые «Ворон» и «Темный город». Но надо сказать, что во многом «Духи воздуха», при всей их очевидном ученичестве, впечатляют, порой, не слабее легендарных работ режиссера. Это пронзительная, чувственная и самобытная постапокалиптическая сюрреалистическая притча о выживании в мире, заполненном безумием и одиночеством – очень красивое и сильное высказывание режиссера, ещё только обещавшего стать значительным.

Выпуск: 1989 / Австралия Режиссёр: Алекс Пройас

Актёры: Майкл Лэйк, Мелисса Дэвис, Норман Бойд, Риз Дэвис и другие.

Послесловие

 
Девяностые годы стали для озплотейшн «мёртвой зоной»: эпоха эксплуатационного кино закончилась, рынок полностью захватили крупные студии, а независимому кинематографу приходилось всё хуже и хуже. Последние фильмы, снятые в ранние 90-е, показывали явные признаки упадка: так, «Ураган Смит» (1990) – совершенно безликий американизированный штампованный боевик, а «Расплавленное тело» (1993) – отъявленная хоррор-комедия в духе раннего Питера Джексона (что, конечно, тоже хорошо, но совсем не в австралийских традициях). После 1993 года озплотейшен не снимался совсем, его режиссёры и актёры разбрелись кто куда, и интерес к жанру угас, казалось, навсегда. «Возвращение» озплотейшн случилось в середине нулевых, когда зрителю начали рассказывать о нём кинокритики и энтузиасты, рассмотревшие самобытность и уникальность жанра. Тогда же, в документальном фильме «Не совсем Голливуд» (2008) с лёгкой руки Квентина Тарнтино и режиссёра фильма Марка Хартли был введён и сам термин «озплотейшн». Не заставил себя ждать и ренессанс австралийского независимого жанрового кино: в нулевых и особенно в десятых годах было снято (и продолжает сниматься) уже свыше шести десятков картин «нового озплотейшн», напрямую наследующих традициям старого автралийского кино. Но это, как говорится, уже совсем другая история….

 

Автор Статьи:

Андрей Бондаренко (Атли).

© ВЫЖИВАЙ.РУ

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Дождь

Один из создателей сайта Выживай.ру

Посмотреть все записи автора Дождь →
Подписаться
Уведомить о
Войти с помощью: 
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии