безумный макс и другие фильмы

Кино: Выживание в австралийском эксплуатационном кино 70-80-х годов 20 века (часть 2)

Вторая часть статьи посвещенной фильмам о выживании в австралийском эксплуатационном кино!

 

Зрелый период, 1979 — 1985

С середины семидесятых австралийское кино уже громко заявило о своём существовании, а эксплуатационная его ветвь прошла этап становления и проб пера. В прошлое уходили наивные комедии вроде «Сторка» (1971) и «Барри МакКензи» (1972 – 1974), легкомысленная эротика, такая, как «Фантазм» (1976 – 1977) или «Фелисити» (1978), рассказы о кровавом прошлом белой колонизации Австралии («Отель проклятых» 1975 и «Бешеный пёс Морган» 1976). Находили новое прочтение темы, затронутые как в «проблемном», так и в откровенно развлекательном кино. Появлялись и свежие мотивы, а само новое австралийское кино начало шествие по миру, набирая популярность и порождая собственных звёзд. И первой ласточкой этого шествия стал, разумеется, знаменитый «Безумный Макс».

 

Безумный Макс (Mad Max)

Безумный макс машина

 

Да, знакомому всем нам с детства «Максу» уже без малого сорок лет: оказывается, классика озплотейшн давно вошла в каждый дом. А первый фильм знаменитой франшизы действительно является плотью от плоти раннего австралийского эксплуатационного кино, от тем, которые, как мог заметить читатель первой части статьи (тут ссылка) впервые были затронуты в фильмах начала и середины 70-х годов, до кинематогрофических мотивов, зазвучавших раньше и продолжавшихся много позже оригинального «Безумного Макса». Что же стало причиной такой невероятной для эксплуатационного кино популярности, обрушившейся именно на этот фильм и давшей мощный старт кинокарьере Мэла Гибсона? Возможно, удавшийся начинающему «алхимику»-режиссёру Джорджу Миллеру уникальный сплав

невероятного экшена с участием мощных байков и «прокачанных» тачек, выдержанного визуального стиля и апокалиптической мрачности (именно апокалиптической: Миллер показывает распад привычного мира в условиях топливного кризиса, подобного разразившемуся в реальности в середине 70-х годов; постапокалипсис придёт позже). А возможно, из-за первого, и, безусловно, удачно воплощённого появления в озплотейшн заимствованного, очевидно, из Голливуда амплуа «героя-мстителя», блестяще воплощённого юным Гибсоном.

Выпуск: 1979 / Австралия. Режиссёр: Джордж Миллер

Актёры: Мэл Гибсон, Джоэнн Сэмюэл, Хью Кияс-Бёрн, Стив Бисли, Тим Барнс, Роджер Уорд и другие.

 

Цепная реакция (The Chain Reaction)

крутой фильм о выживании

Продолжением техногенно-апокалиптической темы стал вышедший уже в следующем году фильм «Цепная реакция», с одной стороны, удачно эксплуатировавший опасения общественности по отношению к распространяющейся атомной энергетике, с другой – в своём роде предвосхитивший Чернобыль и Фукусиму. Здесь другой австралийский режиссёр-дебютант Йен Бэрри использует столь любимые местным кино экологические мотивы, создавая параноидальный триллер в духе поздних 70-х об угрозе массового радиоактивного заражения и заговоре алчных корпораций. Моментально отозвавшись на мировой успех «Безумного Макса», постановщик вводит в сюжет экшен-сцены, в том числе динамичную сцену автомобильной погони, в постановке которой помогал привлечённый в качестве продюссера Джордж Миллер – так озплотейшн, отзываясь на запросы зрителя, эволюционирует в сторону бойкого «молодёжного» кино.

Выпуск: 1980 / Австралия

Режиссёр: Йен Бэрри

Актёры: Стив Бисли, Арна-Мария Винчестер, Росс Томпсон и другие.

 

Выживший (The Survivor)

фильм выживший австралия

Впрочем, поворот озплотейшн в сторону динамичного, «крутого» кино свершился не одномоментно – так, снятый в 1981 году пробовавшей свои силы в режиссуре звездой знаменитого «Фотоувеличения» Антониони Дэвидом Хеммингсом фильм «Выживший» оказался степенным, неторопливым психологическим триллером. Сюжет мистического детектива, вращающийся вокруг утерянной памяти неведомо как выжившего пилота рухнувшего «Боинга», разворачивается неровно и временами парадоксально. Немалую роль в относительном успехе этого фильма сыграло яркое соло британца Роберта Пауэлла, за год до этого уже блеснувшего в другом шедевре озплотейшн – атмосферном паранормальном триллере «Арлекин».

Выпуск: 1981 / Австралия. Режиссёр: Дэвид Хеммингс

Актёры: Роберт Пауэлл, Дженни Агаттер, Джозеф Коттен и другие.

 

Дорожные игры (Roadgames)

фильм о выживании 1981 года

В 1981 году режиссёр Ричард Франклин, ранее уже отметившийся в озплотейшн невероятно стильным хоррором «Патрик» (1978) снял ещё один знаковый для всего жанра фильм – «Дорожные игры». Австралийские киноделы и ранее охотно приглашали к себе западных (или, с их стороны света, восточных – как там разобрать) кинозвёзд, но дуэт юной «королевы крика» Джейми Ли Кёртис и опытного героя боевиков Стейси Кича оказался особенно ярким. В этом классическом слэшере хорошо практически всё: и густо разлитый в кадре вполне хичкоковский саспенс, и методично разворачивающийся сюжет о выживании в противостоянии с жестоким убийцей, и липкая, наполненная жужжанием мошкары (кстати, да: зритель автралийского кино быстро привыкает к безумному количеству мух в кадре – такова уж местная специфика) атмосфера пыльных дорог, рассекающих пустоши.

Выпуск: 1981 / Австралия. Режиссёр: Ричард Франклин

Актёры: Стейси Кич, Джейми Ли Кёртис и другие.

 

К сокровищам авиакатастрофы (Race for the Yankee Zephyr)

Race for the Yankee Zephyr

По-своему колоритно, хоть и, пожалуй, совершенно легковесно предстаёт тема выживания в дикой природе в приключенческой картине «К сокровищам авиакатастрофы», снятой тем же Дэвидом Хеммингсом, неожиданно оказавшимся мастером на все руки. Наполненный бесконечными погонями и перестрелками в антураже прекрасных и величественных пейзажей (съёмки велись в Новой Зеландии; австралийцы начали раскрывать мировому зрителю кинематографический потенциал соседей задолго до «Властелина колец») фильм рассказывает об охоте на золотые слитки, кроющиеся в трюмах утерянного в годы Второй мировой войны военного самолёта. Интересно, что к отечественному зрителю озплотейшн впервые пришёл именно с этой картиной, а вовсе не со знаменитым «Максом»: в 1983 году «К сокровищам авиакатастрофы» был закуплен для советского проката и его увидели 29 миллионов зрителей.

Выпуск: 1981 / Австралия, Новая Зеландия, США. Режиссёр: Дэвид Хеммингс

Актёры: Кен Уол, Лесли Энн Уоррен, Дональд Плезенс, Джордж Пеппард и другие.

 

Безумный Макс 2: Воин дороги (Mad Max 2)

фильм про безумного макса часть 2

Рассвет восьмидесятых оказался особенно плодотворным для озплотейшн, не заставил себя ждать и сиквел прогремевшего в американском прокате «Безумного Макса». Именно здесь впервые в австралийском кино в полную силу проявила себя тематика пост-апокалисиса: перед зрителем предстаёт мир, переживший страшную катастрофу и безвозвратно изменившийся, мир, в котором «человеческий материал» стоит слишком дёшево, зато вода, припасы и горючее – чересчур дорого. Если в первом фильме талант Миллера проявился прежде всего в трактовке старых тем и мотивов, то здесь он созидает новое, изобретая наполненную гротеском, ультранасилием и рёвом моторов вселенную.

Выпуск: 1981 / Австралия. Режиссёр: Джордж Миллер

Актёры: Мэл Гибсон, Брюс Спенс, Майкл Престон, Макс Фиппс и другие.

 

Охота на индюшек (Turkey Shoot)

охота на индюшек выживание

Серьёзную конкуренцию распоясавшемуся «Максу» должна была составить другая постапокалиптическая лента от знакового для австралийского кино режиссёра Брайана Тренчард-Смита (достаточно сказать, что именно участие в его картине «Бандиты на велосипедах» 1983 г. дало старт мировой популярности юной Николь Кидман) – «Охота на индюшек». Казалось бы, для успеха было всё: здесь и сюжет о развращённом обществе «ближнего будущего», где сильные мира устраивают сафари на политзаключённых, и «выживанческий» саспенс героев, противостоящих вооружённым садистам (привет, «Бегущий человек»), и яркие вроде бы персонажи. Не срослось: Тренчард-Смит не устоял на грани здравого смысла, в результате чего всё действо начало напоминать кровавый полубезумный балаган. С другой стороны, для тех, кто любит эксплуатационное кино в первую очередь за его разнузданность и чрезмерность во всём, «Охота на индюшек» подарит истинное удовольствие.

Выпуск: 1982 / Австралия. Режиссёр: Брайан Тренчард-Смит

Актёры: Стив Рейлсбэк, Оливия Хасси, Майкл Крэйг, Кармен Дункан и другие.

 

Ближайший родственник (Next of Kin)

Next of Kin

Среди фильмов озплотейшн этой поры есть и весьма изобретательные, такие, как «Ближайший родственник» малоизвестного новозеландского режиссера Тони Уильмса, в котором он весьма успешно пытается совмещать драматичную атмосферу готического хоррора с психологическим триллером об «играх разума», до последних моментов держа зрителя в напряжённом неведении об истинной причине происходящего в таинственном особняке, невольной пленницей которого оказывается главная героиня, которой оказывается весьма непросто выжить в столкновении с таинственными демонами прошлого. Известный поклонник эксплуатационного кино Квентин Тарантино сравнивал драматургию «Ближайшего родственника» с одним из величайших хорроров всех времён – фильмом «Сияние» Стенли Кубрика.

Выпуск: 1982 / Австралия, Новая Зеландия Режиссёр: Тони Уильямс

Актёры: Джеки Керин, Джон Джэррэт, Алекс Скотт, Герда Николсон и другие.

 

Штурмовой отряд Z (Attack Force Z)

Attack Force Z

Очень необычный для озплотейшн «военный» австрало-китайский фильм об операции австралийского спецназа в Юго-Восточной Азии в годы Второй Мировой. Существуют разные мнения о том даже, стоит ли эту военно-историческую драму с молодыми Мэлом Гибсоном и Сэмом Нилом причислять к разряду эксплуатационного кино, зато для темы киновыживания фильм, безусловно представляет значительный интерес, демонстрируя, пусть и не без некоторой доли наивности, тактики спецотрядов, и лишний раз напоминая о бесчеловечной сути войны.

Выпуск: 1982 / Австралия, Тайвань Режиссёр: Тим Бёрсталл

Актёры: Джон Филлип Ло, Мэл Гибсон, Сэм Нил, Крис Хейвуд и другие.

 

Кабан-секач (Razorback)

выживание кабан секач кино

«Кабан-секач», один из моих любимых фильмов этого периода, едва ли может похвастаться ровной драматургией, выверенной постановкой или логичным сюжетом, зато он весь пропитан жарким духом Австралии. Необъяснимое величие психоделических пейзажей, яркий, безудержный хоть и крайне своеобразный юмор, самым неявным образом размазанный по откровенно безумной фабуле, и – атмосфера, та самая атмосфера душного, бредового сна без надежды на рассвет, которую мы уже видели в «Опасном пробуждении», но явленная на сей раз в декорациях кровавого animal-хоррора. Режиссёр видеоклипов Рассел Малкэй, тот самый, что спустя каких-то три года подарит нам первого «Горца», трактует экологическую тему с присущей ему разухабистостью, и попадает в точку.

Выпуск: 1983 / Австралия Режиссёр: Рассел Малкэй

Актёры: Грегори Харрисон, Арки Уайтели, Билл Керр, Крис Хейвуд и другие.

 

Невинная жертва (Innocent Prey)

Innocent Prey фильм о выживании

Фильм «Невинная жертва» автора «Долгого уикенда» Колина Эгглстона по непонятным мне причинам крайне редко вносят в «канонический» список лент озплотейшн, хотя здесь, как мне кажется, в полной мере присутствуют признаки эксплуатационного кино: и скромный бюджет, и нарочитая жанровость (в данном случае довольно расхожее в то время сочетание классического триллера с модным слешером), и «неотшлифованность», в глазах ценителя всегда отражающаяся милой непосредственностью. Это фильм о преследовании и контроле, о виктимности и борьбе, главной героине которого категорически не везёт с мужчинами. Наполненная саспенсом история рассказана, кстати, без набившего оскомину за последующие десятилетия уклона в радикально-феминистские идеи, что четверть века спустя зачисляется картине в «плюс».

Выпуск: 1984 / Австралия Режиссёр: Колин Эгглстон

Актёры: П.Дж. Соулз, Кит Тейлор, Григор Тейлор, Мартин Болсам и другие.

 

Безумный Макс 3: Под куполом грома (Mad Max Beyond Thunderdome)

безумный макс 3 клевый фильм о выживании и постапокалипсисе

Великие годы озплотейшн заканчивались лёгким разочарованием: несмотря на невероятный всплеск зрительского интереса и целый ряд крутейших фильмов, австралийскому кино, не исключая несколько ярких прорывов, так и не удалось стать «мировым» и выбраться из континентальной «резервации». Этой печалью несбывшихся надежд, как несложно заметить, проникнут и третий фильм «флагмана» австралийского кино, «Безумного Макса», снятый уже с

приобретший голливудского лоска, растеряв вместе с тем австралийские драйв и безумие первых двух «классических» лент. Было, впрочем, свойственно третьему «Безумному Максу» и определенное новаторство: так, он впервые вступил на доселе малоисследованное поле постапокалиптического технофентези.

Выпуск: 1985 / Австралия. Режиссёр: Джордж Миллер

Актёры: Мэл Гибсон, Брюс Спенс, Адам Кокберн, Тина Тёрнер и другие.

 

Читать продолжение…

Автор Статьи:

Андрей Бондаренко (Атли).

© ВЫЖИВАЙ.РУ

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Дождь

Один из создателей сайта Выживай.ру

Посмотреть все записи автора Дождь →
Подписаться
Уведомить о
Войти с помощью: 
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии